Охлаждающая жидкость ОЖ в системе охлаждения выполняет довольно важную роль, она отводит излишнее тепло от двигателя. Как и все жидкости, залитые в двигатель, она имеет свой срок годности, по истечению которого жидкость теряет свои первоначальные свойства. Срок эксплуатации обычно указывается на упаковке. В охлаждающей жидкости содержится ряд присадок. Каждая из них играет свою роль. В процессе эксплуатации эти присадки теряют свои свойства, тем самым делая ОЖ не пригодной для дальнейшей эксплуатации. Поэтому не стоит дотягивать, до того когда в ОЖ появятся продукты распада присадок в виде бурого налета на стенках расширительного бачка. Чтобы не допускать этого, нужно своевременно производить замену ОЖ.
Замену охлаждающей жидкости нужно начинать с того, что посмотреть по техпаспорту автомобиля с каким допуском жидкость рекомендует заливать завод изготовитель. Если такой информации нет, то следует выбирать жидкость на основе карбоксилатных присадок, они менее агрессивны по отношению к двигателю. Помимо антифриза, перед заменой жидкости следует запастись необходимым количеством дистиллированной воды, для промывания системы охлаждения, воронкой и тарой в которую мы сольем старую жидкость.
Рис 1 – Двигатель, система охлаждения.
-
Приступим к замене:
- Сливаем старую ОЖ. Для этого берем подходящую по объему посуду, подойдет старый тазик или канистра с вырезанной боковиной из-под той же ОЖ. Подставляем тазик, открываем кран в радиаторе, если он есть и сливаем старую жидкость. Не на всех автомобилях имеется такой кран, поэтому при его отсутствии, можно снять нижний патрубок 2 Рис 1 с радиатора 3. Если вы сливаете жидкость с горячего или теплого двигателя, то опасайтесь ожога рук. Для более быстрого слива жидкости, можно открутить крышку на расширительном бачке. Не плохо было бы еще слить жидкость с блока двигателя, но не редкостью бывает закисшая сливная пробка, при попытке открутить которую большая вероятность сорвать резьбу. Поэтому если она сразу не поддается, то лучше ее не трогать.
- После того как сольем старую жидкость, закручиваем все сливные болты и патрубки на место. Если система охлаждения загрязнена, то следует ее промыть. Для этой цели можно использовать специальную промывку или в дистиллированную воду добавить антинакипин для чайников, или простую лимонную кислоту. Но необходимо помнить, что результатом такой промывки можно получить течь в радиаторе. Это может получиться из-за того, что в радиаторе уже имелись небольшие микротрещины, но они были забиты грязью, которая под действием промывания растворилась и у нас появилась течь в этом месте. Поэтому такую промывку оставим на ваше усмотрение, а вот промыть дистиллированной водой хотя бы один раз нужно обязательно.
- Заливаем воду, предварительно открутив пробки для стравливания воздуха из системы. Как только из них побежала вода, сразу заворачиваем их на место. Это действие позволит нам избежать воздушных пробок в системе. Но если вы не знаете, где они расположены, то можно обойтись без этого. Воздушную пробку в системе охлаждения можно узнать по холодному воздуху, идущему из салонной печки при установленном регуляторе температуры на максимум. Для того чтобы выгнать пробку, можно попробовать поднять и подержать обороты двигателя на 2000 – 2500. При увеличении оборотов, возрастет циркуляция ОЖ в двигателе, тем самым увеличивая шансы избавления нас от пробки.
- Залив дистиллированную воду промывку, если решились промыть систему охлаждения и следуем дальнейшим указаниям написанные на баночке, заворачиваем пробку на расширительном бачке. Заводим двигатель и греем его до срабатывания вентиляторов.
- После того как вентиляторы отключатся, глушим двигатель. Ждем, пока жидкость в двигателе остынет до температуры, при которой можно будет безопасно слить ее, не ошпарив руки. Сливаем воду если мы использовали промывку,то после нее следует промыть систему как минимум еще 2 раза дистиллированной водой.
- После промывки мы заливаем свежий антифриз и проделываем вышеперечисленные способы удаления воздушной пробки из двигателя. Для наилучшей выгонки пробки, можно загнать переднею часть автомобиля на крутую горку, таким образом, чтобы расширительный бачек стал самой высокой точкой в системе охлаждения. Но самым результативным будет все же стравливания воздуха через специальные для этого болты.
- После замены жидкости следует сделать пометку с датой и пробегом.