ru uk en fr de ca sq it eu bs bg be af ar az ms mg
Автолидер
Категория ВАЗ 2110  

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ВАЗ 2110


2015-12-05 00:00:00

Особенности устройства

На автомобиле применена рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров рис. 6-1, что обеспечивает высокую активную безопасность автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего.

При отказе одного из контуров рабочей тормозной системы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля с достаточной эффективностью.

В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 и двухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов.

Стояночная тормозная система имеет привод на тормозные механизмы задних колес.

Вакуумный усилитель. Резиновая диафрагма 12 рис. 6-2 вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг. -

Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана размещен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.

При нажатии на педаль перемещается толкатель 18, поршень-15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении порш-

Рис. 6-2. Вакуумный усилитель: 1 - корпус вакуумного усилителя; 2 - чашка корпуса усилителя; 3 - шток; 4 - регулировочный болт; 5 - уплотнитель штока; 6 - угшотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 7 - возвратная пружина диафрагмы; 8 - • шпилька усилителя; 9 - фланец крепления наконечника; 10 - клапан; 11 - наконечник шланга; 12 - диафрагма; 13 - крышка корпуса усилителя; 14 - угшотнительньш чехол; 15 - поршень; 16 - защитный чехол корпуса клапана; 17 - воздушный фильтр; 18 - толкатель; 19 - возвратная пружина толкателя; 20 - пружина клапана; 21 - клапан; 22 - втулка корпуса клапана; 23 - буфер штока; 24 - корпус клапана; А - вакуумная камера; В - атмосферная камера; С, О - каналы

Ня, его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, по-` ступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал Т, Создает давление на диафрагму 12. За счет разности давления в камерахАи В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который действует на поршень главного цилиндра.

Рис. 6-1. Схема гидропривода тормозов: 1 - тормозной механизм переднего колеса; 2 - трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоза»; 3 - главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 - трубопровод контура ^правый передний—левый задний тормоза»; 5 - бачок главного цилиндра; 6 - вакуумный усилитель; 7 - тормозной механизм заднего колеса; 8 - упругий рычаг привода регулятора давления; 9 - регулятор давления; 10 - рычаг привода регулятора давления; 11 - педаль тормоза; А - гибкий шланг переднего тормоза; В - гибкий шланг заднего тормоза

При Отпущенной педали клапан 21 отходит от Шедла Корпуса И Через образовавшийся зазор и канал С Камеры А и В сообщаются между собой.

Регулятор давления регулирует давление в гидрав-■вческом приводе тормозных механизмов задних вплес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной снсгемы и через него тормозная жидкость поступает К Обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор давления 1 рис. 6-3 крепится к крон-■ггейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний Болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна щарнирно штифтом 4 крепится ■вухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через Серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Рве. 6-3. Привод регулятора давления: 1 - регулятор давления; 2, 16 - болты крепления регулятора давления; 3 - кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 - штифт; 5 - рычаг привода регулятора давления; 6 - ось рычага привода регулятора давления; 7 - пружина рычага; 8 - кронштейн кузова; 9 - кронштейн крепления регулятора давления; 10 - упругий рычаг привода регулятора давления; 11 - серьга; 12 - скоба серьги; 13 - шайба; 14 - стопорное кольцо; 15 - палец кронштейна; А, В, С - отверстия

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления, можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора см. главу «Проверка и регулировка привода регулятора давления».

В регуляторе имеется четыре камеры: А и Б рис. 6-4 соединяются с главным цилиндром, В — с левым, а С — с правым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 см. рис. 6-4 поджат рычагом 5 см. рис. 6-3 через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 см. рис. 6-4, который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня И уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и Б сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру О от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за пор-шнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах Б, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплот-нительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В, сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда

Рис. 6-4. Регулятор давления: 1 - корпус регулятора давления; 2 - поршень; 3 - защитный колпачок; 4, 8 - стопорные кольца; 5 - втулка поршня; 6 - пружина поршня; 7 - втулка корпуса; 9, 22 - опорные шайбы; 10 - уплотнительные кольца толкателя; 11 - опорная тарелка; 12 - пружина втулки толкателя; 13 - кольцо уплотнительное седла клапана; 14 - седло клапана; 15 -Уплотнительная прокладка; 16 - пробка; 17 - пружина клапана; 18 - клапан; 19 - втулка толкателя; 20 - толкатель; 21 - уплотнитсл ь головки поршня; 23 - уплотнитель штока поршня; 24 - заглушка; А, О - камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С - камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н - зазоры

Зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 см. рис. 6-3 нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 см. рис. 6-4 достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «левый передний — правый задний тормоза», уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «правый передний — левый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления не достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Главный цилиндр С последовательным расположением поршней рис. 6-5. На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловине которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.

Тормозной механизм переднего колеса Дисковый, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных колодок. Скоба образуется суппортом 3 рис. 6-6 и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами. Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 10, которые установлены в отверстиях направляющей 2 колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые чехлы 9. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 4, из которых внутренняя имеет сигнализатор 7 износа накладок.

В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительным кольцом 8. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазор между колодками и диском.

Тормозной механизм заднего колеса рис. 6-7 барабанный, с автоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено В Колесном цилиндре. Его основным элементом Является Разрезное упорное кольцо 9 рис. 6-8, установленное на поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25—1,65 мм.

Рис. 6-5. Главный цилиндр с бачком: 1 - корпус главного цилиндра; 2 - уплотнительное кольцо низкого давления; 3 - поршень привода контура «левый передний—правый задний тормоза»; 4 - распорное кольцо; 5 - уплотнительное кольцо высокого давления; 6 - прижимная пружина уплот-нительного кольца; 7 - тарелка пружины; 8 - возвратная пружина поршня; 9 - шайба; 10 - стопорный винт; 11 -Поршень привода контура «правый передний—левый задний тормоза»; 12 - соединительная втулка; 13 - бачок; 14 - датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А - зазор

Рис. б-б. Тормозной механизм переднего колеса: 1 - тормозной диск; 2 - направляющая колодок; 3 - суппорт; 4 -Тормозные колодки; 5 - цилиндр; 6 - поршень; 7 - сигнализатор износа колодок; 8 - уплотнительное кольцо; 9 -Защитный чехол направляющего пальца; 10 - направляющий палец; 11 - защитный кожух

Рис. 6-7. Тормозной механизм заднего колеса: 1 - гайка крепления ступицы; 2 - ступица колеса; 3 - нижняя стяжная пружина колодок; 4 - тормозная колодка; 5 - направляющая пружина; 6 -Колесный цилиндр; 7 - верхняя стяжная пружина; 8 - разжимная планка; 9 - палец рычага привода стояночного тормоза; 10-рычаг привода стояночного тормоза; 11 - щит тормозного механизма

Рис. 6-8. Колесный цилиндр: 1 - упор колодки; 2 - защитный колпачок; 3 - корпус цилиндра; 4 - поршень; 5 - уплотнитель; 6 -Опорная тарелка; 7 - пружина; 8 - сухари; 9 - упорное кольцо; 10 -Упорный винт; 11 - штуцер; А - прорезь на упорном кольце

Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу ■жлиндра не менее 343 Н 35 кгс, что превышает Усилие На поршне от стяжных пружин 3 и 7 см. Рис. 6-7 тормозных колодок.

Когда из-за износа накладок зазор 1,25—1,65 мм ■олностью выбирается, буртик на упорном винте 10 см. рис. 6-8 прижимается к буртику кольца 9, ■следствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величину износа. С прекращением торможения, поршни усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматически поддерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.

Стояночная тормозная система С механическим приводом, действует на тормозные механизмы заДних Колес. Привод стояночного тормоза состоит из Рычага 2 рис. 6-9, регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 10 см. рис. 6-7 ручного привода колодок и разжимной планки 8.

1жс 6-9. Привод стояночной тормозной системы: 1 - кнопка фиксации рычага; 2 - рычаг привода стояночного тормоза; 3 -защитный чехол; 4 - тяга; 5 - уравнитель троса; 6 - регулировочная гайка; 7 - контргайка; 8 - трос; 9 - оболочка троса

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости Механического типа Корпус 2 рис. о-10 датчика с уплотнителем 4 и основание 3 с отражателем 6 поджимаются зажимным кольцом 5 к торцу горловины бачка.

Через отверстие основания проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8. На толкателе расположен подвижный контакт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты 10. Полость Контактов Герметизируется защитным колпачком 1.

При понижении уровня тормозной жидкости в бачке М> Предельно допустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепь лампы аварийной сигнализации на щитке приборов.

Рис. 6-10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 -

Защитный колпачок; 2 - корпус датчика; 3 - основание датчика; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - зажимное кольцо; € - отражатель; 7 - толкатель; 8 - втулка; 9 - поплавок; 10 -неподвижные контакты; 11 - подвижный контакт

Возможные неисправности, их причины

И методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

1. Утечка тормозной жид-

1. Замените вышедшие из

Кости из колесных цилин-

Строя детали колесных ци-

Дров

Линдров, промойте и про-

Сушите колодки, диски и

Барабаны, прокачайте сис-

Тему гидропривода

2. Воздух в тормозной

2. Удалите воздух из сис-

Системе

Темы

3. Повреждены резино-

3. Замените кольца и про-

Вые уплотнительные коль-

Качайте систему

Ца в главном тормозном

Цилиндре

4. Повреждены резино-

4. Замените шланги и

Вые шланги гидропривода

Прокачайте систему

Тормозов

5. Повышенное биение

5. Прошлифуйте диск;

Тормозного диска более

Если толщина диска менее

0,15 мм

17,8 мм замените его

6. Утечка жидкости через

6. Замените уплотнитель-

Уплотнительные кольца тол-

Ные кольца

Кателя регулятора давления

Недостаточная эффективность торможения

1. Замасливание накла-

1. Промойте и просушите

Док колодок тормозных ме-

Колодки

Ханизмов

2. Заклинивание порш-

2. Устраните причины

Ней в колесных цилиндрах

Заклинивания, поврежден-

Ные детали замените, про-

Качайте систему

3. Полный износ накла-

3. Замените тормозные

Док тормозных колодок

Колодки

4. Перегрев тормозных

4. Немедленно останови-

Механизмов

Тесь и дайте остынуть тор-

Мозным механизмам

5. Применение колодок с

5. Применяйте колодки

Несоответствующими на-

Только рекомендуемые за-

Кладками

Водом изготовителем

6. Неправильная регули-

6. Отрегулируйте привод

Ровка регулятора давления

Регулятора давления

7. Потеря герметичности

7. Замените поврежден-

Одного из контуров сопро-

Ные детали, прокачайте сис-

Вождается частичным про-

Тему

Валом педали тормоза

Неполное растормаживание всех колес

1. Отсутствует свободный

1. Отрегулируйте свобод-

Ход педали тормоза

Ный ход педали

2. Нарушено выступание

2. Отрегулируйте высту-

Регулировочного болта што-

Пание 1,25^ мм регули-

Ка вакуумного усилителя от-

Ровочного болта

Носительно плоскости креп-

Ления главного цилиндра

3. Разбухание резиновых

3. Тщательно промойте

Уплотнителей главного ци-

Всю систему тормозной

Линдра вследствие попада-

Жидкостью, замените ре-

Ния в жидкость бензина,

Зиновые детали, прокачай-

Минеральных масел и т. п.

Те систему гидропривода

4. Заклинивание поршня

4. Проверьтеипринеобхо-

Главного цилиндра

Димости замените главный

Цилиндр, прокачайте систему

Притормаживание одного колеса при отпущенной

Педали тормоза

1. Поломалась или ослаб-

1. Замените пружину

Ла стяжная пружина коло-

Док заднего тормоза

2. Заедание поршня в ко-

2. Разберите цилиндр,

Лесном цилиндре вследст-

Очистите и промойте дета-

Вие загрязнения или кор-

Ли, поврежденные замени-

Розии корпуса цилиндра

Те, прокачайте систему

Причина неисправности

Метод устранения

3. Разбухание уплотни-

3. Замените кольца, про-

Тельных колец колесного

Мойте тормозной жид-

Цилиндра из-за попадания

Костью систему гидропри-

В жидкость бензина, мине-

Вода тормозов, прокачайте

Ральных масел и т. п.

Систему

4. Нарушение положения

4. Затяните болты креп-

Суппорта относительно тор-

Ления, при необходимости

Мозного диска при ослаб-

Замените поврежденные

Лении болтов крепления на-

Детали

Правляющей колодок к по-

Воротному кулаку

5. Неправильная регули-

5. Отрегулируйте стояноч-

Ровка стояночной тормоз-

Ную тормозную систему

Ной системы

Занос или увод автомобиля в сторону ври торможении

1. Заклинивание поршня

1. Проверьте и устраните

Колесного цилиндра

Заедание поршня в цилин-

Дре, при необходимости за-

Мените поврежденные де-

Тали, прокачайте систему

2. Закупоривание какой-

2. Замените трубку или

Либо стальной трубки вслед-

Прочистите ее и прокачайте

Ствие вмятины или засорения

Систему

3. Загрязнение или за-

3. Очистите детали тор-

Масливание дисков, бара-

Мозных механизмов

Банов и накладок

4. Неправильная регули-

4. Отрегулируйте привод

Ровка привода регулятора

Давления

5. Неисправен регулятор

5. Отремонтируйте или

Давления

Замените регулятор

6. Нарушены углы уста-

6. Отрегулируйте углы

Новки колес

Установки колес

7. Разное давление в ши-

7. Установите нормаль-

Нах

Ное давление

8. Не работает один из

8. Замените поврежден-

Контуров тормозной систе-

Ные детали и прокачайте

Мы сопровождается ухуд-

Систему

Шением эффективности

Торможения и увеличенным

Ходом педали

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

. 1.Неисправенвакуумный

I. Замените усилитель

Усилитель

2. Поврежден шланг, со-

2. Замените шланг или

Единяющий вакуумный

Подтяните хомуты его креп-

Усилитель и впускную тру-

Ления

Бу, двигателя, или ослабло

Его крепление на штуцерах

3. Разбухание уплотните-

3. Тщательно промойте

Лей цилиндров из-за попа-

Всю систему, замените ре-

Дания в жидкость бензина,

Зиновые детали, прокачай-

Минеральных масел и т. п.

Те систему

Писк или вибрация тормозов

1. Ослабление стяжной

1. Проверьте стяжную

Пружины тормозных коло-

Пружину, при необходи-

Док заднего тормоза

Мости замените новой

` 2. Появление овальности

2. Расточите барабан

Тормозных барабанов

3. Замасливание фрикци-

3. Зачистите накладки

Онных накладок

Металлической щеткой,

Применяя теплую воду с

Моющими средствами. Ус-

Траните причину попада-

Ния жидкости или смазки

4. Износ накладок или

На тормозные колодки

4. Замените колодки

Включение в них инород-

Ных тел

5. Чрезмерное биение

5. Прошлифуйте диск, при

Тормозного диска или его

Толщине менее 17,8 мм

Неравномерный износ ощу-

Замените его

Щается по вибрации тор-

Мозной педали

Похожие статьи

 Проверка колесных цилиндров задних тормозов на стенде ВАЗ 2110
 Комбинация приборов ВАЗ 2110
 Замена ремня привода распределительного вала ВАЗ 2110
 Проверка технического состояния деталей ВАЗ 2110
 

Сайт является частным собранием материалов и представляет собой любительский информационно-образовательный ресурс. Вся информация получена из открытых источников. Администрация не претендует на авторство использованных материалов. Все права принадлежат их правообладателям
По вопросам сотрудничества и другим вопросам по работе сайта пишите на cleogroup[собака]yandex.ru