У двигателя внутреннего сгорания в процессе работы выделяется большое количество тепла, которое нужно отводить, чтобы не произошло перегрева, вследствие которого двигатель может получить механические повреждения. Для этого на автомобилях и присутствует система охлаждения двигателя.
Рис 1 – Система охлаждения двигателя.
Система охлаждения двигателя выполнена следующим образом. Блок цилиндров и головка пронизана каналами, по которым циркулирует охлаждающая жидкость ОЖ. Проходя по каналам жидкость, забирает тепло от горячих цилиндров и рассеивает его в окружающую среду.
-
Система охлаждения двигателяРис 1 включает в себя следующие узлы:
- Помпа 6 или водяной насос. Создает ту самую циркуляцию ОЖ в двигателе.
- Термостат 7. Регулирует циркуляцию по малому или большому кругу в зависимости от температуры.
- Радиатор печки 8. Предназначен для обогрева салона. Циркуляция через печку идет постоянно, в независимости от того в каком положении находится термостат, и по какому кругу циркулирует жидкость. Горячий воздух проникает в салон, при включенном салонном вентиляторе 9.
- Основной радиатор 5. Предназначен для охлаждения ОЖ.
- Расширительный бачек 2. При увеличении температуры в системе, жидкость начинает расширяться, излишки ее уходят в расширительный бачек.
- Пробка с клапанами на расширительном бачке 1 или основном радиаторе. Поддерживает в системе охлаждения определенное давление. Давление в системе нужно для того, чтобы повысить температуру кипения. Даже при достижении температуры 110 градусов жидкость в системе не закипает.
- Датчик включения вентиляторов 4 на радиаторе. При достижении определенной температуры в радиаторе, включает вентилятор 3, установленные на нем.
Теперь подробнее опишем все процессы.
- Мы завели холодный двигатель. Сразу же у нас появляется циркуляция охлаждающей жидкости в системе. Циркуляция жидкости создается помпой 6 рис1, приводимой в движение ремнем ГРМ или отдельным ремнем.
-
-
Пока жидкость холодная она проделывает следующий путь:
- Помпа закачивает жидкость в двигатель 10. За счет процессов происходящих в цилиндрах у нас выделяется большое количество тепла. Жидкость, протекая по двигателю, забирает это тепло, тем самым повышая свою температуру.
- Попадает опять в помпу 6.
- Такой путь жидкости в двигателе называется малым кругом. На схеме он обозначен синими стрелками. Жидкость будет циркулировать по следующей схеме, пока она не достигнет определенной температуры. После чего термостат 7 перекроет малый круг и откроет большой.
- Большой круг обозначен зелеными стрелками обеспечивает циркуляцию жидкости по следующей схеме:
- Помпа 6 закачивает жидкость в двигатель 10.
- Повысив свою температуру ,по патрубкам ОЖ попадает в радиатор 5, где отдает свое тепло в окружающую среду.
- Охлажденная жидкость вновь закачивается помпой в двигатель.
- Если естественного охлаждения жидкости в радиаторе не достаточно и температура ОЖ продолжает расти, то срабатывает датчик включения вентиляторов 4, расположенный внизу радиатора.
- После замыкания контактов внутри датчика 4, включаются вентилятор 3, установленный на радиаторе.
- Охладив жидкость, контакты датчика 4 принимают исходное положение, отключая вентилятор 3.
- Если жидкость остывает до температуры закрытия термостата, то она вновь начинает циркулировать по малому кругу.
Таким образом, в двигателе всегда поддерживается одна температура, оптимальная для нормальной работы двигателя. Условным значением принято считать 90 градусов. При такой температуре в двигателе устанавливаются оптимальные тепловые зазоры, двигатель развивает максимальную мощность, расход топлива становится номинальным. Для того чтобы двигатель быстрее вывести на этот режим и поддерживать его, так усложнили систему охлаждения разделив ее на малый и большой круг.